Как это было
«Девчата» - наше кино

Рассказ о том, как однажды на Урале снимали
всемирно известную комедию
7 марта 1962 года, в канун Международного женского дня, состоялась премьера новой комедии «Девчата». Картине прочили будущее «третьеразрядной», а она больше полувека не сходит с экранов. Правда, уже мало кто помнит, что часть «лесных» сцен для этого фильма снимали у нас, в Верхнекамье.
С первых же кадров — наши уральские леса. Бескрайние, заснеженные. Узнаёте?
Улыбка эпохи
Любимый не одним поколением фильм снят по повести Бориса Бедного. В молодости он трудился инженером на лесосплаве и хорошо знал жизнь рабочих в советских леспромхозах. «Девчата» стали самым известным его произведением, которое после экранизации перевели на 15 языков.
Для режиссёра Юрия Чулюкина эта картина стала второй крупной работой в кино. К тому времени он уже снял «Неподдающихся» — комедию из жизни заводчан. Не прошло и двух лет, как на экраны вышел его новый фильм — история любви лесоруба Ильи Ковригина и поварихи Тоси Кислициной.

Знаменитые «девчата» (слева направо): Люсьена Овчинникова, Нина Меньшикова, Светлана Дружинина, Инна Макарова
Поначалу Чулюкин задумывал снять многосерийную ленту, хотел подробно рассказать о судьбе каждой из девчат. Однако идею не поддержала киностудия и продолжения не последовало. Уже в девяностые годы о продолжении заговорила Светлана Дружинина, исполнившая в фильме роль красавицы Анфисы, но и этот проект тоже остался нереализованным.
Может, оно и к лучшему. Успех «Девчат», прогремевших не только в СССР, но и за границей, на международных кинофестивалях, был почти недосягаемым. Фильм прославил не только автора и режиссёра. После съёмок в этой картине зрители даже самых отдалённых уголков Союза узнали и полюбили Надежду Румянцеву, сыгравшую роль Тоси, её подруг по фильму и в жизни — Люсьену Овчинникову, Инну Макарову, Светлану Дружинину и Нину Меньшикову.
Написанную для фильма песню «Старый клён» нередко называют народной, хотя у неё есть вполне конкретные авторы — Александра Пахмутова и Михаил Матусовский. Исполнили её актёры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. С тех пор «Старый клён» нередко звучит в исполнении самых разных творческих коллективов. Для нас его спели участники ансамбля «Гармония» (Совет ветеранов ПАО «Уралкалий»). Во время гастролей по краю благодарные зрители нередко спрашивают их: «А про клён можете?». Могут. Тепло, душевно, совсем как в «Девчатах».
Главную мужскую роль в комедии сыграл уже известный в то время и обожаемый зрителями Николай Рыбников. Ярко проявил свой талант Михаил Пуговкин (комендант общежития). Роль лесоруба Фильки Егорова принесла славу молодому актёру Станиславу Хитрову.
Актёрский состав был подобран очень точно, хотя споров вокруг кандидатов на роли было немало. К примеру, роль Тоси мечтала сыграть жена режиссёра Наталья Кустинская, пробовались и другие советские актрисы. Но руководитель проекта Михаил Ромм принял другое решение: «Играть будет эта пичуга»! (Надежда Румянцева). Хотя «пичуге» на момент проб уже было тридцать один, а её героине – едва 18.
Надежда Румянцева в роли поварихи Тоси
Фильм принёс Румянцевой известность в СССР и за пределами страны. За роль Тоси Кислицыной её наградили специальным призом, итальянские кинокритики прозвали «Чаплин в юбке», а советские — «Улыбка эпохи». Она покоряла всех непосредственностью, весёлым, задорным характером.
А вот с партнёром по фильму Николаем Рыбниковым, у Надежды-Тоси отношения не заладились с самого начала, хотя на экране они играли влюблённых.
Рыбников был заметной фигурой в кинематографе, и ему хотелось работать в паре с такой же известной актрисой, а лучше всего — со своей женой Аллой Ларионовой. Румянцеву же он считал выскочкой и смотрел свысока, что очень задевало его партнёршу.
Жена режиссёра Наталья Кустинская (на фото слева), одна из первых красавиц советского кино, мечтала сыграть роль поварихи Тоськи. А Николай Рыбников готов был все роли отдать своей любимой жене — актрисе Алле Ларионовой.
На съёмках первые лица постоянно ссорились, да так, что Рыбников-Илья даже не мог изобразить на камеру пылкие чувства к Тосе. Правда, до тех пор, пока он не увидел первый отснятый материал. «Когда Николай понял, что несколько сцен попросту профукал, сразу изменил своё поведение и попросил режиссёра их переснять. Больше трений не возникало», — вспоминала в одном из своих интервью Надежда Румянцева.

Поворот на Галку
Популярность образа Тоси Кислицыной была столь велика, что после выхода фильма тысячи советских девчонок ринулись в повара. Через год после премьеры «Девчат» Симферопольская школа торгово-кулинарного ученичества (которую, согласно сценарию, заканчивала Тося-повариха) стала техникумом общественного питания, до сих пор здесь из многих специальностей повар остаётся самой востребованной.
Только вот в музее техникума места «Девчатам» не нашлось. Зато память о фильме бережно хранят в краеведческом музее посёлка Яйва Александровского района, что в получасе езды от Березников.
От Березников посёлок Яйва отделяют 28 км, от Соликамска вдвое больше — 55 км дорог
Натурные съёмки для «Девчат» велись не в самой Яйве, а выше по течению – Еловском лесопункте и Талицко-Яйвинской УЖД. Сказочные заснеженные ели, огромные сугробы, звенящий от мороза воздух — здесь было настолько красиво, что режиссёр Чулюкин поначалу решил отснять здесь большую часть фильма, но не учёл уральских холодов. Так что пришлось мосфильмовцам перебраться в края потеплее, а финал и вовсе снимать в летней Ялте.
Поворот в сторону посёлка Галка, к бывшим лесным делянкам леспромхоза
Тем не менее, начало истории всё же отсняли в Прикамье — с участием яйвинских лесорубов и местных жителей в качестве массовки. Потом, правда, почти всех «посторонних» из фильма вырезали, зато на чёрно-белых кадрах навсегда осталась снежная сказка уральских лесов.
Верх-Яйвинского леспромхоза давно нет, но в начале 1960-х гг. это было один из крупнейших лесозаготовительных предприятий Урала. Тогда его делянки располагались неподалёку от посёлка «База», где жили лесорубы. База стала одной их съемочный площадок Девчат, здесь валили те самые ели, что эффектно падают в начале фильма.
«Дорога туда неблизкая. Надо проехать Яйву, затем поворот налево — в сторону посёлка Галка. Не доезжая поселка есть отворот в сторону еще одного поселения — Скопкортная. Едем в ту сторону, проезжаем мостик через речку Галка, еще километра два и будет отворот направо, узкая грунтовая дорога , по ней еще немного — и будет вам та самая поляна, где кино снимали. Только заросла она, не то что зимой, даже летом не найти», — рассказали нам яйвинцы.
На этой поляне и происходит первая встреча главных героев. На случайно забредшую к лесорубам на делянку пичугу-повариху валится подпиленное Ковригиным дерево… Сердце у зрителя замирает, но всё оканчивается благополучно — Тося остаётся невредима и технику безопасности больше не нарушает. Разве что неосторожно влюбляется в бравого бригадира...
— Помните, как на Румянцеву падает ель? — вспоминал Владимир Васильев, один из яйвинских старожилов, работавший в леспромхозе трактористом. — Я видел, как этот эпизод снимали. Она далеко стояла от того места, где ёлка упала, а на шапку вместо снега ей наложили ваты. Потом все складно смонтировали, натурально получилось. А еще на съёмочную площадку привозили кучу рваной бумаги, с её помощью изображали снежные вихри.

Таланты и их помощники
Раньше к еловским делянкам вела лесовозная узкоколейка, по которой съёмочная группа добиралась до просеки на двух пассажирских вагончиках. Дальше ехали в розвальнях, закутанные в тулупы, однако непривычные к уральским морозам киношники страшно мёрзли и во время дороги, и во время съёмок. Чулюкин потом вспоминал: «Работать приходилось с семи утра до семи вечера на морозе, от которого не спасали ни ватники, ни унты. Мы разводили костры и каждый час устраивали перекур с обогревом».
Киношная аппаратура тоже не выдерживала холодов, капризничала, выключалась. Камеры приходилось закутывать в тулупы, но технику это не спасало. Ещё сложнее было актёрам, которые навсегда запомнили уральский «минус», особенно Николай Рыбников. Когда снимали сцену, в которой Тося приносит лесорубам обед, он взял да и облизал алюминиевую ложку. На таком-то холоде!
«Мороз был за 45 градусов. Просыпаешься ночью, всё в инее, — вспоминала Надежда Румянцева. — Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждём, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лёд. И вот предлагаю испробовать этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… А вынуть не может. Отогрел, вытащил её с куском кожи. Потекла кровь. «Ну, — говорим, — всё». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять суёт ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… Лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал… Но съёмки останавливать не стал».
Актриса признавалась — после этой сцены она переменила своё мнение о партнёре как о зазнавшейся звезде и стала относиться к нему с большим уважением. Что уж говорить о простых рабочих, которые с большой охотой участвовали в массовых сценах и даже дублировали главных героев!
Например, за Рыбникова лес валил настоящий бригадир лесорубов — Андрей Плотников, к которому начальство леспромхоза прикрепило съёмочную группу. Очевидцы событий рассказывали, что когда Рыбников и Плотников впервые встретились, то даже на секунды замерли от удивления. Оба высокие, статные, даже лицами похожи. На это сходство обратил внимание и режиссер Юрий Чулюкин. Он предложил бригадиру стать дублером актёра. В фильме Плотников подпилит дерево (камера снимает его в это время со спины), а потом Рыбников завершает процесс.
Обновлённая экспозиция в зале краеведческого музея Яйвы: Николай Рыбников и его дублёр Андрей Плотников на делянке
— Рыбников несколько раз заходил к нам в гости, — вспоминала спустя годы дочь бригадира Плотникова Валентина Загородская. — Мама к его приходу жарила картошку, он очень её любил. За столом всегда долго сидели. Папа рассказывал о своей работе, чтобы актёр лучше вошел в роль.
— Люди они были совершенно простые, открытые. Обедали тем же, чем и мы. Но у них всегда на столе было выпить, а у нас в то время с этим было туго, — рассказывал Владимир Васильев. — Но пили немного. Одеты они были получше нас. У Рыбникова был свитер такой плотный, костюм хороший, шапка меховая, у нас таких не было. Спросил я как-то у него: «Какой у вас заработок?». У нас тогда было 160-180 рублей, а он мне сказал, что у актёров — от 300 до 800 рублей. Румянцева нам казалась совершенно обычной девчонкой такой же, как наши в посёлке. Ну а когда её напудрили да накрасили, она, конечно, симпатичная была.

Редкие кадры со съёмочной площадки
На первом фото (слева направо): директор Верхне-Яйвинского леспромхоза Григорий Гилёв, режиссёр фильма Юрий Чулюкин, председатель рабочкома Пётр Литвиненко.
Работники леспромхоза не только участвовали в съёмках в качестве дублёров и массовки, но и помогали в организации работы киногруппы. Так директор леспромхоза Григорий Максимович Гилёв стал главным консультантом фильма и крепко подружился со своими «подопечными».
Неотлучно находился при киношниках и бывший фронтовик, профсоюзный активист леспромхоза Пётр Афанасьевич Литвиненко. Кстати, это по его инициативе в 1974 году был основан Яйвинский краеведческий музей, в котором хранятся материалы, связанные со съёмками картины.
Ещё одним незаменимым помощником стал для мосфильмовцев заведующий хозчастью леспромхоза Роберт Августович Янке. Он помогал обустраивать быт московских гостей, сам лично расселял их в конторе бывшего леспромхоза. Специально для съёмок ничего не строили. В конторе просто переоборудовали кабинеты в спальни, а столовая, в которой работает Тося, была настоящей и действующей.
Тося и её подруга Катя в столовой леспромхоза
Настоящими были и бензопилы, которые использовались при съёмке фильма. Производства завода имени Дзержинского («ЗиД»), который находился в Перми. Это был одно из крупнейших предприятий Союза, выпускавшее знаменитые пилы «Дружба». И даже газеты, которые скупает и выбрасывает Тося, чтобы не видеть портрета улыбающегося Ильи, тоже были самыми настоящими. И стали одним из киноляпов, который заметили бдительные зрители.
Присмотритесь внимательнее: когда заезжий корреспондент просит улыбнуться бригадира-передовика, тот одет в телогрейку и свитер. На фото Илья уже в пальто с воротником и шарфом. А ещё ему пририсовали лихой чубчик.
Подвигай за стрелочку влево-вправо, сравни сам.
Но это были не единственные промахи, связанные с газетой. Дело в том, что называется она в фильме «Чусовской рабочий». И такая газета действительно есть, скоро она будет отмечать свой 100-летний юбилей. Только вот о лесорубах в ней вряд ли писали в те годы. Газеты была скорее заводской, и героями её публикаций были металлурги, железнодорожники, строители.
Помните, Тося спрашивает в газетном киоске: «Скажите, есть «Лесоруб» сегодняшний?». Однако приходит домой и в сердцах швыряет на стол пачку всё того же «Чусовского рабочего».
Юбилею посвящается
Конечно, все эти ляпы и нелепицы зрители замечали далеко не все и не сразу. «Девчат» любили, восхищались, пересматривали по много раз. Когда яйвинцы в первый раз увидели картину, это было 1 февраля 1962 года, за месяц до официальной премьеры в Центральном доме кино, ажиотаж был сумасшедший. Показ состоялся в клубе лесозаготовителей, куда собрались все местные рабочие-статисты, приехали из Москвы режиссёр Чулюкин и актёры — Рыбников, Румянцева, Хитров, Филиппов.
В первой версии картины местные участники съёмок видели и узнавали себя в секундных эпизодах, но в конце концов таких моментов в фильме осталась всего парочка. Это очень расстроило яйвинцев, они так старались помочь на съёмках, мастерски валили вековые ели, лихо вздыбливали на камеру трактор, а на экране остались лишь руки да спины рабочих. Лица в кадре были только актёров.
Со временем огорчения ушли в прошлое, а визит мосфильмовской группы стал одним из самых ярких событий в истории Яйвинского посёлка. Его жители гордились, что стали причастным к съёмкам первого в СССР фильма о жизни лесорубов.
К 50-летию комедии сотрудники местного краеведческого музея устроили фотовыставку под названием «Девчата» — наше кино». Любовно собрали старые, сохранившиеся у местных жителей и в архивах «Мосфильма» чёрно-белые снимки и прикрепили на стенд.
Сейчас этого стенда уже не существует. Вместо него после ремонта музейных помещений в 2013 году обустроили в зале истории диораму «Лесорубы».
Заказывали её специально для яйвинского музея в Екатеринбургском институте музейных проектов. Настоящее дерево, настоящая пила в руках у лесоруба Ильи, который получился очень похожим на свой прототип. А вот второй герой диорамы похож на Андрея Плотникова лишь фигурой. Дочери бригадира, побывавшие в музее, даже немного огорчились: «Лицом на папу совсем не похож...». Зато сам музей произвёл на них большое впечатление своим собранием уникальных макетов и экспонатов. Если вы здесь ни разу не были, посетите обязательно. Помимо зала истории здесь есть зал природы, выставочный зал, зал этнографии и быта.
В материале использованы фотокадры из фильма «Девчата» (Мосфильм, 1962 год),
фотографии из архива Яйвинского краеведческого музея.
Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую Яйвинского краеведческого музея Татьяну Геннадьевну Сырых, экскурсовода Марию Николаевну Соломинникову, а также творческий коллектив замечательного ансамбля «Гармония» Совета ветеранов ПАО «Уралкалий» и съемочную группу телекомпании «Березники ТВ» на СТС» и «Свое ТВ».